Школа выживания

Особенности следопытства в прибрежной зоне морей.   Лучше всего следы читаются на песчаных пляжах морских побережий. Благодаря тому, что морской песок состоит из гораздо более крупных песчинок, чем пустынный, и сильнее увлажнен, он в меньшей степени подвержен разрушению и влиянию ветра.
Особенно хорошо читаются отпечатки следов, оставленные вблизи кромки воды. Кстати, именно там, по кромке, обычно и предпочитают идти и ехать люди, так как мокрый песок более тверд и не проседает под ногой или колесами автотранспорта, как расположенный выше по берегу сухой. Там и надо в первую очередь разыскивать их следы. Правда, на некоторых побережьях могут встречаться более твердые, с обильными вкраплениями ракушечника сорта песка, в котором след вдавливается плохо.
Галечные и каменистые пляжи практически не сохраняют следов. На них следы людей, и в особенности автотранспорта, следует искать в проходах между грядами камней, имеющих песчаное или грунтовое покрытие.
обозначения

«Возраст» найденных следов можно определить с помощью уже описанных приемов. Кроме них, можно использовать еще один – чисто морской. Для всех морских или океанских побережий характерны случающиеся два раза в сутки приливы и отливы. Они бывают от очень значительных, с падением уровня воды на десять и более метров, до карликовых, не превышающих нескольких десятков сантиметров. Во время плаваний по Белому и Баренцеву морям на копии древненовгородской парусной лодки сойме нам не раз пришлось «обсушиваться», наблюдая, как море, по которому мы только что плыли, вдруг ушло из?под киля на несколько сотен метров! Вот этими приливно?отливными часами и может воспользоваться человек, пытающийся ответить на вопрос: как давно были оставлены на песке следы? Максимум – 12 часов назад! До того здесь никто не мог передвигаться пешком, потому что здесь плескалась вода. Более точно время можно установить, замерив скорость прибытия воды, расстояние, разделяющее минимальную и максимальную линии уровня моря, и прикинув, когда именно осушилось дно в том месте, где был обнаружен след.
И уж коли разговор зашел о море, смею заверить, что навыки следопытства могут пригодиться дотерпевшим даже вдали от берега! Известная пословица утверждает, что вилами по воде писать нельзя. В том смысле, что на ней следов все равно не останется. Так вот, это неправда! Следы на воде остаются. И очень заметные.
В том месте, где судно взбаламутило своими винтами поверхность моря, в течение нескольких часов, а после больших судов – в течение нескольких десятков часов (!) хорошо различимы полосы пены, разделенные участками чистой воды. Словно море разлиновали, как школьную тетрадь. По направлению этих полос можно судить о курсе судна. А по количеству полос и их ширине можно даже попытаться вычислить его размеры. С течением времени эти пенные полосы расходятся в стороны и размываются. По тому, насколько сильно расплылся контур полос и как далеко они разъехались друг от друга, можно судить о том, как давно прошло здесь судно. Вот тебе и вилы…
В заключение этой главы хочу заметить, что ее основная задача состоит не столько в том, чтобы описать конкретные приемы расшифровки следов, сколько в том, чтобы показать общую схему рассуждений, так сказать, логику следопытства. Остальное потерпевшие смогут наработать сами.
Поиск людей. Основы следопытства  (рис. 64):
НАДО: 
Вернуться к месту потери следа (1).
Начертить план?схему местности (2).
Избирать для движения линейные ориентиры (3).
Двигаться вниз по течению рек (4).
Осматривать окружающую местность (5).
Замечать охотничьи и туристские туры и другие метки (6).
Проводить поиск с помощью наблюдения (7).
Проводить поиск с помощью прослушивания (8).
Метить маршрут своего движения (9).
На видных местах оставлять сигнальные туры (10).
Учитывать, что стволы по лесным дорогам возят комлем вперед, то есть к населенному пункту (11).
Учитывать, что дороги сходятся в направлении к населенному пункту (12).
Расшифровывать встретившиеся следы (13).
Особенно тщательно осматривать отпечатки лыжных палок (14).
Изучать тропы и лыжни с целью установления движения пешеходов и времени их прохождения (15).
Отличать следы домашних животных, ведущие к людям, от следов лесных зверей (16).
Определять с помощью приемника направление на передающую станцию по его наихудшему звучанию (17).
Устанавливать свое местоположение с помощью схождения азимутов передающих станций (18).


страница 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 Следующая На главную





выживание в природных условиях
Hosted by uCoz